Концептуальная записка МБТ по программе развития на период после 2015 года

Рабочие места и уровень жизни – центральный элемент программы развития на период после 2015 года

По мере того как дискуссии по поводу Повестки дня Организации Объединенных Наций в области развития после 2015 года набирают темпы, МОТ призывает к тому, чтобы аспекты создания рабочих мест и обеспечения социальной защиты были включены в перечень целей в области развития, который будет составлен Организацией Объединенных Наций после того, как завершится намеченный срок достижения Целей развития тысячелетия в 2015 году.

«Развитие происходит, когда обеспечивается занятость». Эта простая фраза отражает тот непреложный факт жизни, что неимущие домашние хозяйства побеждают бедность, если они обеспечены работой, и что расширение продуктивной и достойной занятости – это основа роста и диверсификации экономики. В странах, находящихся на любых уровнях развития, создание достаточного числа рабочих мест – это фундамент устойчивого и растущего благосостояния, социальной интеграции и сплоченности общества. Там, где рабочие места в дефиците и где уровень доходов домашних хозяйств обрекает их на прозябание – неминуемо отмечается более низкий рост, более низкая стабильность или более слабое развитие людских ресурсов и экономики.

В сложившихся международных экономических условиях, характеризуемых низкими темпами роста и турбулентностью, создание рабочих мест является наиболее актуальным глобальным приоритетом развития. Вопросы занятости должны занять центральное место в программе развития на предстоящие десятилетия, которая обсуждается Организацией Объединенных Наций и мировым сообществом.

С желанием работать и жить, когда растут доходы и обеспечиваются достоинство и уважение, связана одна из целей в области развития, которая находит отклик в сердцах людей, живущих во всех уголках мира. Деятельность МОТ и других организаций, проводившаяся на протяжении последних лет, показывает, что политические решения могут реально влиять на достижение этой цели и что она поддается измерению.

Переход к инклюзивному и устойчивому развитию

Люди становятся частью общества и экономики, участвуя в трудовой деятельности. Безопасный, продуктивный и справедливо оплачиваемый труд работников – будь то наемных или самозанятых – это одно из главных условий, при которых отдельные люди и их семьи испытывают чувство собственного достоинства и принадлежности к обществу, и это позволяет им приносить пользу. Невозможно перейти к инклюзивному и устойчивому развитию, если миллионы людей лишены возможности зарабатывать себе на жизнь в условиях равенства и достоинства.

Как показывает опыт, одного экономического роста недостаточно. Устойчивые темпы экономического роста в последние десятилетия, предшествовавшие кризису, не смогли обеспечить решительного роста занятости и экономических результатов в интересах всех слоев общества. Задача создания новых рабочих мест сохранится и на долгий период после 2015 года. В краткосрочной перспективе рост замедлится и низкие темпы роста будут наблюдаться в обозримом будущем во многих развитых странах. Более того, негативные последствия медленного и непредсказуемого экономического роста для занятости будут усугубляться структурными преобразованиями.

Обеспечение полной и производительной занятости и достойной работы для всех было одной из Целей развития тысячелетия, связанной с ликвидацией крайней нищеты и бедности. Однако из-за череды кризисов последних лет – финансового, продовольственного, топливного и экологического – большинство стран отодвинулись еще дальше от решения задачи обеспечения полной занятости, а прогресс в деле искоренения бедности носит неопределенный и неравномерный характер.

В течение следующих десяти лет ежегодно потребуется создавать около 45-50 млн новых рабочих мест, чтобы хотя бы не отстать от роста населения трудоспособного возраста в мире и чтобы снизить уровень безработицы, вызванной кризисом. При этом новая волна технологических инноваций меняет возможности современной обрабатывающей промышленности и сферы услуг по созданию рабочих мест. Углубление неравенства в сфере доходов и возможностей внутри стран и между ними ведет к ослаблению социально-политической структуры нашего общества и провоцирует ведущий ко дну цикл экономической, политической и социальной неопределенности.

Смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним также повлекут за собой процесс структурных изменений в области использования возобновляемых источников энергии, экологически безопасных технологий и более устойчивых способов производства и потребления. В этом процессе, с точки зрения занятости и доходов, будут и проигравшие, и победители; при этом наибольшему риску подвергнутся те группы населения, которые уже сейчас уязвимы. Новые возможности на рынке будут зависеть от содействия процессу устойчивого развития, ведущего к созданию новых рабочих мест и доходов, однако в проигравших отраслях затраты на адаптацию и сопротивление ей будут высокими, если количество альтернативных рабочих мест окажется недостаточным.

В целом, путь к инклюзивному, справедливому и устойчивому развитию должен быть проложен благодаря обеспечению занятости.

Программа развития с ориентиром на создание рабочих мест

Какая политика может максимально способствовать производительной и достойной занятости? Важные уроки для политики можно извлечь из опыта стран, которые добились значительных успехов, например, в Азии и Латинской Америке. Страны, достигшие значительного прогресса в создании рабочих мест и борьбе с бедностью, сосредоточили свои усилия на устранении тех структурных факторов, которые вызывают обнищание населения и неполную занятость. Ими были приняты меры политики, в том числе направленные на формирование широких систем социальной защиты и активное содействие диверсификации экономики, на обеспечение открытого доступа к финансовым ресурсам и на проведение макроэкономической политики, способствующей расширению занятости, что и привело к росту инвестиций и потребления.

Эти же меры стали важнейшими составляющими краткосрочных программ противодействия глобальному финансовому и экономическому кризису, в которых тщательно продуманные системы социальной защиты играли ведущую роль в повышении степени устойчивости экономики к внешним воздействиям, стабилизации совокупного спроса и защите наиболее незащищенных групп населения. Эта политика также способствовала укреплению возможностей долгосрочного развития стран.

К другим ключевым факторам успеха относились стабильные и прочные государственные учреждения, приверженные принципам верховенства закона, соблюдения прав человека и прав собственности и обеспечения благоприятной среды для создания и развития предприятий. Политика и учреждения на рынке труда, в том числе законодательство о минимальной заработной плате и защите занятости, были основными стимулами, обеспечивающими распространение благ процесса развития на широкие слои населения и защиту прав работников. В ряде случаев стратегия, нацеленная на включение работников в формальную систему пособий и налогов в сочетании с социальными выплатами, предназначенными для повышения уровня доходов и покупательной способности самых неимущих слоев общества, создали действенные, самоусиливающиеся модели роста потребления и роста производства, тем самым прокладывая дорогу к постепенному выходу из неформальной экономики.

Значение глобальной программы

По мере того как внешние экономические условия становятся менее стабильными и благоприятными, все большее значение для целей прогресса приобретает внутренняя политика, которая содействует экономическому росту, способствующему созданию рабочих мест и сокращению масштабов бедности. Несмотря на различия в конкретных условиях, приоритетах и потребностях каждой страны, занятость и доходы населения должны быть главными целями всех стратегий национального развития, при этом должно сохраняться достаточное пространство, необходимое для формирования и адаптации национальной политики.

В чем заключается польза отражения этих целей в новой глобальной программе?

Это укрепило бы международную помощь в целях развития. Страны с низкими доходами необходимо поддерживать инвестициями в инфраструктуру, благодаря которым создаются рабочие места в краткосрочной перспективе и которые содействуют развитию профессиональных навыков, квалификаций и инноваций, повышающих производительность труда работников и их доходы, в среднесрочной перспективе. Помощь в целях развития могла бы дать толчок¬ начавшимся усилиям, направленным на установление определяемых в национальных масштабах минимальных уровней социальной защиты и на осуществление программ на рынке труда в целях удовлетворения особых потребностей женщин, молодежи и незащищенных групп населения.

Не менее важной, а, может быть, и более важной, чем непосредственная финансовая поддержка, является помощь в форме передачи знаний. Так, обмен практическим опытом успешной мобилизации внутренних ресурсов для целей развития и правильного понимания воздействия фискальных мультипликаторов на внутренний спрос и занятость может помочь избежать ошибок и ускорить прогресс.

Это способствовало бы сосредоточению внимания на развитии систем управления, которые обеспечивают справедливые и равные возможности, защиту прав человека и прав работников.
Самое главное, это привело бы к переменам в жизни людей во всех регионах мира.

Вторичные эффекты в форме сбалансированного и устойчивого роста глобального потребительского спроса, снижения уровня неравенства внутри стран и укрепления стабильности, безопасности и мира стали бы ощущаться во всех странах мира.

Постановка целей и отслеживание прогресса

Одним из уроков ЦРТ является то, что постановка простых и конкретных целей облегчает задачу мобилизации общественной поддержки и что ясные количественные показатели дают надежные стимулы для достижения поставленных целей и отслеживания прогресса на транспарентной основе.

Следующие всеохватывающие цели в области занятости и доходов населения представляются целесообразными и достижимыми:
  • Повышение значения задачи обеспечения полной и производительной занятости и достойной работы в качестве одной из главных целей программы развития на период после 2015 года.
Эта задача была включена в ЦРТ в 2005 году как одна из задач в рамках первой ЦРТ – «Ликвидация крайней нищеты и голода». Ее постановка в качестве самостоятельной и ясной цели и задачи привлечет более пристальное внимание к этой насущной потребности. В ней должны быть предусмотрены согласованные параметры, что поможет национальным заинтересованным сторонам определять цели с учетом условий и потребностей своей страны в рамках общей задачи обеспечения равенства, стабильности и прав человека. Национальные цели должны включать показатели, связанные с ключевыми факторами, относящимися к различным национальным условиям – с особыми потребностями женщин, молодежи и незащищенных групп населения, с удельным весом сельского хозяйства и неформальной экономики.
  • Достижение этой цели необходимо будет подкреплять установлением минимальных уровней социальной защиты_в целях сокращения масштабов бедности и повышения стабильности.
В последние годы был достигнут беспрецедентный консенсус относительно необходимых инвестиций в формирование минимальных уровней социальной защиты в целях последовательного обеспечения всеобщего доступа к базовому набору гарантий стабильности доходов и социальной защиты. Прогресс в деле установления минимальных уровней социальной защиты может измеряться конкретными показателями, такими как доступность услуг в области здравоохранения и в сфере пенсионного обеспечения, расширение защиты от рисков безработицы и инвалидности, степень защищенности женщин и пожилых людей с учетом особой уязвимости их доходов.

Еще одним значимым уроком ЦРТ является то, что продвижение в направлении обеспечения инклюзивного, справедливого и устойчивого развития требует проведения постоянного диалога и переговоров. Обеспечение участия и приверженности заинтересованных представителей правительств, парламентов и местных органов власти, частного сектора, профсоюзов, гражданского общества и научных кругов имеет решающее значение для того, чтобы этот процесс был максимально открытым, прозрачным и эффективным.